+7 (812) 677-9-111 (Санкт-Петербург)
+7 (495) 545-44-00 (Москва)
Заказать звонок
2012-11-16

Доменная индустрия и ее будущее

По данным исследования Российской ассоциации электронных коммуникаций, объем рынка хостинга и доменов в России составляет 5,32 млрд. рублей. В 2012 году, согласно прогнозам, его объем увеличится на 21%.
В домене .ru зарегистрировано уже более четырех миллионов имен, в молодом .рф - более 800 тысяч.

Мировое доменное пространство насчитывает более 250 национальных зон и еще более 20 общего пользования. Всего в мире зарегистрировано более 230 миллионов имен.
Доменная индустрия во всем мире активно развивается. И, несмотря на то, что правила в каждой отдельной национальной зоне диктует местный администратор ccTLD, уже наметились тенденции, которые найдут отражение на всем рынке в целом.

Дефицитный товар

Красивые доменные имена с каждым годом становятся все дороже. Все же помнят легендарное имя vodka в зонах .ru и .com, которое выкупила компания “Русский стандарт” в 2006 году. Сумма сделки не разглашалась, однако,  по оценке экспертов стоимость двух доменов составила примерно 1 миллион долларов. И, как оказалось, доменные имена могут стоить еще дороже.
Например, Insure.com ушел за 16 миллионов долларов, sex.com был продан за 13 миллионов долларов, fund.com - почти за 10 миллионов долларов.
С каждым годом суммы, которые компании выкладывают за короткие, красивые и простые имена, становятся все больше. Самих же имен - все меньше.
На рынке давно появилась особая каста предпринимателей, а именно - киберсквоттеры. Именно они скупают большинство перспективных доменных имен, которые впоследствии продают по завышенным ценам. Покупатели на красивые имена всегда находятся. Любой крупной компании, которая стремиться занять в интернете значительное место, приходится выкладывать крупные суммы за красивые адреса. Из последних примеров - российская компания Mail.Ru Group, которая для выхода на западный рынок приобрела домен my.com, или соцсеть “ВКонтакте” и имя vk.com.
Однако дефицит красивых имен в зонах общего пользования породил еще одну тенденцию. Некоторые компании отдают предпочтение простым (коротким, красивым) именам в альтернативных доменных зонах, в которых еще есть из чего выбирать. Пожалуй, самый яркий пример - популярный мобильный сервис Instagram, который начинал свою работу с адреса instagr.am. Хотя совсем недавно сервису все-таки пришлось переехать в зону .com. Компания запустила веб-версию на адресе Instagram.com.

Разделяй и властвуй

В корпорации ICANN, которая заведует доменным пространством, тоже давно осознали, что в существующих зонах становится тесно. Сначала администраторам разрешили регистрировать национальные домены на местных языках (IDN). После чего в силу вступила программа new gTLD. Начиная с января 2012 года, любая компания или организация могли подать заявку на новую доменную зону. За каждую из заявок пришлось выложить от 185 тысяч долларов.
Желающих обзавестись собственным доменом верхнего уровня оказалось достаточно. В ICANN поступило около двух тысяч заявок на почти 1,5 тысячи доменов. Первые new gTLD должны появиться уже в 2013 году.

Возникновение новых доменов верхнего уровня, безусловно, приведет к тому, что в интернете начнут появляться закрытые зоны по национальному или, например, тематическому признаку. Эту тенденцию уже подтвердили доменные зоны, которые были делегированы совсем недавно. Например, российская .рф. Активно (например, в качестве основного адреса) именами в кириллической зоне пользуют небольшие локальные компании, которые не планируют выходить за пределы своего региона. А попасть на такие сайты могут (в большинстве своем) только русскоязычные пользователи.

Второй пример - зона .xxx. Спонсором и администратором домена стала компания ICM Registry, которая настаивает на том, что зона позволит собрать в одном месте сайты взрослого содержания, оградив детей в интернете  от нежелательного для них контента. На данный момент в “резервации для порно” зарегистрировано более 240 тысяч сайтов. Правда, часть из имен, скорее всего, никогда не будут использоваться. Некоторые компании выкупили домены, совпадающие с их названием, чтобы имена не попали к киберсквоттерам или не были использованы ненадлежащим образом.

Безусловно, 2013 год станет поворотным для всей доменной индустрии. Только после того, как ICANN начнет делегировать new gTLD, станет понятно, действительно ли интернет нуждается в новых доменных пространствах, и смогут ли будущие администраторы новых зон что-то на них заработать.